Полина отложила шкатулку в сторону и направилась на звук снизу. Страха не было, как ни странно, но она хотела скорее узнать, что там происходит и кто мог прийти. Это мог быть ОН? Внутренний голос подсказывал, что нет.
Девушка подошла к лестнице и вновь услышала скрип половиц.
— Кто там? — Громко и смело крикнула она.
У лестницы показался незнакомый человек. Весь в сединах, в резиновых сапогах и болоньевой куртке. Густая белая борода скрывала выражение его лица, глаза с морщинами в уголках глядели спокойно, но подозрительно.
— Кто Вы такой, — удивлённо спросила Полина, хорошенько рассмотрев незнакомца. Он выглядел как лесник или сторож. Или охотник.
— Я здешний сторож или смотритель, как хотите, — не смотря на возраст голос мужчины звучал твёрдо.
Полина спустилась на пару ступеней и снова остановилась. Не стоит доверять незнакомцам. Даже если этот незнакомец стар. У пожилых людей бывает немало сил. И хитрости.
— Сторож? И кто Вас нанял? Когда?
Мужчина ещё более подозрительно поглядел на девушку. Поле стало немного не по себе. Она надеялась, что у него нет с собой оружия. Иначе ей придется туго.
— А Вы кто такая? И что забыли здесь? — Решил он пока не отвечать на вопросы незнакомой девушки, вторгшейся в дом, который он охранял уже не один год.
Мужчина стоял неподвижно. Полина же сделала ещё шаг. Не боялась его, но хотела знать, кто он. Между ними возникло напряжение. Каждый вглядывался в другого. Но Поля решила, что этот человек не будет представлять для неё опасности. Что-то подсказало ей это. Возможно интуиция. А может быть взгляд, которым он глядел: в нём не было злого умысла, только любопытство и природная осторожность.
— Я когда-то жила здесь, — наконец произнесла девушка, не видя смысла ходить вокруг да около и дальше.
— Вы дочь Анастасии Гонкур? — Услышала она имя своей матери. Ну да, кто же ещё мог нанять сторожа, как не мама. Интересно!
— Да, я её старшая дочь. Значит мама наняла Вас?
— Нет, её свекровь.
— Бабушка? Давно ли?
Мужчина по — прежнему спокойно смотрел на Полину, но подозрительность покинула его взгляд.
— Да лет пять уж. Я знал Аделаиду Николаевну. Раньше она сама приезжала и присматривала за домом. Потом попросила меня.
— Бабушка умерла четыре года назад.
— Я очень скорблю по ней. Давно её знаю. Она за полгода до… В общем попросила тут приглядывать… Бываю один или два раза в неделю. Всё спокойно. Хотя поначалу лазили всякие. Ну это уже давно. Лет восемь назад. Тогда мы и вместе приходили сюда. А последние лет пять тут никого.
Он не видел как человек из прошлого Полины приезжал сюда. Ведь ОН был здесь. Иначе откуда у него её игрушка оказалась?
— Я хотел прибрать да случая не представилось.
Он будто оправдывался за то, что его делать не просили. Но Полине вдруг захотелось, чтобы в доме стало уютнее. Она собиралась провести тут пару дней, а значит нужно сделать какую никакую уборку.
— В доме очень холодно, — поёжилась девушка, преодолевая остальные ступеньки и вставая в паре шагов от нового знакомого.
— Я Игорь, — протянул он руку и Поля чуть дрогнула. — Игорь Родионович Перстнев. Живу на другой стороне реки. Можно сказать, сосед. И я знаю, что произошло много лет назад. Я не общался с Игорем Гонкуром. Но Вас ведь зовут Полина, да? Аделаида мне о Вас рассказывала. И фотографии казала.
Оказывается он знал многое. Полине Аделаида о своём знакомом не говорила. И что за их старым домом присматривала, а потом и друга попросила, тоже.
— Да. Я Полина.
— Девочка, сумевшая завести мотор автомобиля и вывести семью из зоны опасности. Спасти, — Игорь Родионович улыбнулся как-то по-отечески тепло и солнечно. На морщинистую щёку скатилась слеза. Поля не знала отчего выступили слёзы. От пыли и неприятного запаха в доме или от чего-то ещё.
— А насчёт холода. Тут же котельная, нужно просто запустить систему. Идём.
Полина только сейчас вспомнила как отапливался их дом. Внизу состоял твердотопливный котёл. Он отапливал первый и второй этажи по трубам-батареям. И благодаря ему, в доме всегда была горячая вода. Если вся система работает до сих пор, то это просто чудесно.
Они прошли через гостиную и спустились в подвал, что вёл из кухни.
— Так, сейчас, подожди, — причитал Игорь Родионович, идя осторожно и аккуратно. — Тут где-то выключатель. Сейчас и электричество включим. Всё работает. Я слежу за всем.
Полина оказалась права, предположив, что за домом кто-то присматривает. Пусть это была не мама, ведь она боялась дома, как огня. Мама не была практичной. А вот Аделаида Николаевна подсуетилась. Позаботилась как могла о доме своего сына.
— А топливо? Тут есть чем отапливать? — Спросила Полина, когда котельная озарилась тусклым светом. Это было небольшое помещение, запылённое от времени, с деревянными стенами, жаропрочным покрытием на полу. Кроме печи, стоял стол и стул, а на потолке висела лампочка, которая и освещала котельную. От печи шла толстая труба, а бойлер висел на стене чуть дальше.
— Аделаида Николаевна время от времени заказывала сюда дрова, что-то я привозил, иногда уголь даже. Так что найдём, не переживай. И бойлер запустим.
Игорь Родионович прошел куда-то дальше в узкий коридор. Скрылся на мгновение. Поля вспомнила, что там была кладовка, где отчим хранил дрова, уголь и топливные брекеты.
Она осмотрелась. В памяти всплыл один вечер, когда Полина и Аня спрятались в котельной и долго сидели, думая, что их могли потерять. Это казалось обоим забавным. Они мило хихикали, представляя как их родители ищут по всему дому и территории вокруг. А позже оказалось, что Игорь видел девочек, спускающихся на полусогнутых в подвал, и прекрасно знал, что они прячутся в котельной. Девочки проголодались и вышли. Тогда вечер закончился весело в дружной компании мамы и Игоря. А через несколько дней жизнь их семьи изменилась кардинально.
— Вот, глядите. Ничего не отсырело. Всё свежее, так сказать, — Игорь Родионович показался из кладовки с охапкой дров. Поля поспешила на помощь. Вместе они разожгли печь. Трубы в доме затрещали, нагреваясь, и уже через час стало довольно тепло.
Поля всё это время разговаривала с Игорем Родионовичем. Он объяснил принцип отопления, да и многое другое. Полина не решилась просить его помочь ей ещё и прибрать в доме. Это было бы чересчур.
— Если я могу ещё чем-то помочь, обращайтесь, — сказал он, явно желая, чтобы его попросили помочь. Но Поля лишь поблагодарила доброго человека и не стала больше ни о чём просить. В конце концов, прибрать в комнатах она сможет и сама.
— Вы надолго сюда? — Спросил Игорь Родионович уже на пороге.
— На пару дней, — коротко ответила Поля, не вдаваясь в подробности зачем приехала.
Мужчина посмотрел на девушку долгим взглядом, затем кивнул.
— Я бы не хотела, чтобы кто-то знал о моём приезде. Даже маме не сказала. У нас с мамой не очень хорошие отношения. Она боится этого дома, поэтому здесь не бывает.
— Понимаю, — но он вряд ли понимал. — Да мне и говорить-то некому. Один живу. Разве что псу своему, Дику.
Игорь Родионович подмигнул Полине и сошёл со ступеней крыльца. Направился к старенькому автомобилю. Поля стояла на крыльце до тех пор, пока машина соседа не скрылась из вида, а затем вошла в дом. Она сразу же принялась за уборку, даже не отдавая себе отчёта в том, что оттягивает момент со шкатулкой.