Наши герои оказались в городе, в заброшенном саду за школой. И отклонение составило «всего лишь» пятьдесят километров.
- Вот оно, твое хваленое волшебство, - заметила Маша, - до начала занятий еще несколько дней. Мама с папой дома. Что они скажут, когда нас увидят?
- Значит, не должны увидеть, - спокойно ответил Велес, - не ходите домой, и все.
- Что же нам, полдня околачиваться на улице? – спросил Петя.
- Давайте посетим вашу школу, - предложила Соня, - мне очень хочется там побывать.
- Вообще-то, идея не так уж и плоха, - Маша критически оглядела своих спутников. – Но сначала вам непременно нужно сменить одежду на более современную. Велес, это касается и тебя. Вы с Чудилой за дворников, или сантехников еще смогли бы сойти, но лапти будут выглядеть совершеннейшим анахронизмом.
- Пустяки, - пытался отмахнуться Велес. Но Маша стояла на своем, и Петя ее поддержал.
- Переоденьтесь, - сказал Петя, - иначе ни в какую школу мы не пойдем. Не хватало еще осрамиться.
Велес покумекал, пошептал в ладонь. Маша тяжело вздохнула. Лапти превратились в красные сапоги с загнутыми носами. Из одежды Велес выбрал джинсовые костюмы. На старике такой костюм смотрелся довольно комично, но Маша была и этому рада. Вряд ли бы удалось заставить строптивого бога вновь поменять наряд. Соне решили оставить ее цветастое платье. Оно было идеально скроено из живых цветов под любое время, под любую эпоху. По желанию оно могло удлиняться или укорачиваться. Кроме того, от него порой исходили волны такого упоительного аромата, что у Маши начинала кружиться голова. Единственное, в чем нуждалась Соня, были туфли. Велес сотворил их плетенными из лыкового волокна, однако, вполне современной формы. И раскрашены они были в желто-зеленый цвет. Чудила же, если бы не старомодные сапоги, вполне мог сойти за старшеклассника. По крайней мере, издалека. Правда, выражение лица у него было зверское, а улыбка могла шокировать кого угодно.
- Поменьше разевай рот, - посоветовала Маша, - чтобы не привлекать лишнего внимания.
- А я думал, что у меня самая обаятельная улыбка во всем подземном царстве, - расстроился Чудила.
- У тебя слишком обаятельная улыбка, - ответила Маша, - я не хочу, чтобы люди, которых ты обаял, ходили за нами толпой.
- Я буду скромным и постараюсь поменьше улыбаться, - бывший великан оживился, и тут же растянул рот до ушей, открыв частокол острых зубов. Маша тяжело вздохнула. Чудила был неисправим.
- А кто такой этот Денница, о котором говорили боги? - спросил Петя Велеса.
- Выдумки это, - отмахнулся тот, - не было никакой битвы с Денницей. И не было Лазоревой земли, наподобие рая, которую якобы сотворил бог Род.
- Значит, это легенда? – сказал Петя.
- Все началось с бога Рода, и с мирового дерева, - отвечал Велес.
На школьном дворе наша компания неожиданно наткнулась на группу репортеров. У ворот стоял фургон с надписью: Телевидение, программа «Проблемы образования».
- Наконец-то явились ученики, - обрадовано обратилась к ним молодая девушка с блокнотом и ручкой в руках. - Петр, неси сюда камеру, - она махнула рукой напарнику.
- Иду, Оля, – отозвался парень.
- Все так заняты субботником, поговорить не с кем, - пожаловалась Оля, - ваш директор обещал кого-нибудь прислать для интервью, но мы ждем уже полчаса, а никого нет.
Парень, которого Оля назвала Петром, включил камеру.
Чудила в происходящем ничего не понимал, но ему было интересно, и он не мог удержаться от улыбки. Соне также было любопытно, она смотрела во все глаза.
- Итак, ребята, - обратилась к ним бойкая Оля, - вы, разумеется, очень соскучились по занятиям. Но для начала давайте знакомиться. Меня зовут Оля, а вас?
Маша, Петя и Соня назвали себя, а Чудила сказал: - Я вообще-то волот великан и имя мое…
- Его зовут Володя Великанов, и он будет учиться вместе с нами в седьмом классе, - перебила его Маша.
- А это наш дедушка Влас, - добавила она, предупреждая дальнейшие расспросы. Велес важно кивнул головой. Журналистку такой ответ вполне устроил.
- Теперь, пожалуйста, ответьте, какой у каждого из вас любимый предмет, - попросила она.
- Литература, - не задумываясь, сказал Петя.
- Биология, - ответила Маша.
- Волшебная музыка, - сказала Соня.
- Вы, вероятно, имеете в виду волшебные звуки музыки, - поправила ее Оля, и повернулась к великану. Пока Чудила соображал, что бы эдакое сказать, вмешался Петя.
- Володя у нас физкультурник-тяжелоатлет. Занимается культуризмом, это его любимый предмет, - пояснил он.
- О! – только и смогла произнести журналистка, угадав под джинсовой курточкой могучие бугры мышц. Она посмотрела на Чудилу с невольным уважением.
- Извините, но нам пора на субботник, - заторопилась Маша, боясь, как бы кто-нибудь из друзей не сболтнул что-нибудь лишнее.
- Понимаю, - разочарованно произнесла Оля, убирая блокнот в сумочку, и вдруг обратилась к Соне.
- Простите, не могли бы вы в частном, так сказать, порядке ответить, из какого материала пошито ваше платье? – она не удержалась и даже дотронулась до плеча девушки.
- Цветы совсем, как живые, - воскликнула она, - но таких цветов я никогда не видела. А какой аромат!
- Это на самом деле, живые цветы, - улыбаясь, ответила Соня.
- Вы шутите?
- Это новый вид китайского шелка, с объемной отделкой, - поспешила вмешаться Маша и потащила Соню за собой. Велес что-то пробормотал, в руках журналистки появился такой же цветок, как и на платье. Наши друзья поспешили к школе, оставив телевизионщиков стоять, разинув рты.
- Не хватало только огласки, - сердито заметила Маша.
- Я не мог удержаться, - виновато сказал Велес.
- Эта Оля показалась мне приятным собеседником, - заметила Соня.
- Симпатичная, - пробасил Чудила, - вы обратили внимание, как она на меня смотрела?
Маша покосилась на него.
- Только бы мама и папа не увидели эту передачу по телевизору. Что они тогда подумают? Ведь мы должны находиться сейчас у бабушки в деревне! – Петя в ответ только вздохнул. Как говорится, комментарии были излишни.
В школе шел субботник. Родители и школьники мыли и скребли в классах окна, полы, стены. В холле наши друзья нос к носу столкнулись с директором.
- Пока остальные драят школу, Ивановы, разумеется, дают интервью, и общаются с представителями телевидения, - неодобрительно обратился к ним Иннокентий Александрович, и окинул внимательным взглядом всю компанию.
При виде Чудилы брови его поползли вверх. Бывший великан радостно ухмылялся. Ему здесь все нравилось: крашеные стены, мраморные лестницы и даже резковатый свет неоновых ламп.
- Могли бы явиться на субботник пораньше, - заметил директор, - ваши друзья давно убираются в классе.
- Мы идем как раз туда, - не моргнув глазом, ответила Маша. Директор ничего не сказал, еще раз посмотрел на Чудилу, покачал головой и ушел. Маша и Петя задерживаться в школе не собирались, но непременно хотели увидеть друзей.
- Какой строгий у вас директор, - заметила Соня. – А вообще-то, школа мне нравится. Я была бы рада здесь учиться.
- Начинать учиться нужно с первого класса, - заметил Петя.
- Ты еще не видела наших друзей, это замечательные ребята, - перебила его Маша. – Вася Мукоедов увлекается боксом, на него можно положиться, как на скалу, не подведет. А Оля Панова, Аня Метелкина…
- Пойдемте лучше в класс, - поторопил сестру Петя.
- Если меня немного уменьшить, как Чудилу, я вполне могла бы учиться в первом классе, - сказала Соня.
- Мне нравится эта идея, - осклабился великан, - я бы гулял с тобой за руку, как с маленькой сестренкой.
- Нельзя злоупотреблять волшебством, - строго заметил Велес.
- Но почему? – спросила Соня. Видимо, мысль об учебе крепко засела в ее головке.
- Потому что, если вдруг вмешается злая тетя, и, предположим, слегка добавит заклинаний, ты можешь навсегда превратиться в лилипута. Ведь теткиных-то заклинаний никто, кроме нее, знать не будет! Как тогда тебя расколдовать?
- Но при чем здесь моя тетушка? – не поняла Соня.
- Притом, что я чувствую присутствие древних богов, - ответил Велес, озираясь по сторонам. Они как раз поднялись по лестнице на второй этаж.
- Что они, вездесущие, откуда им здесь взяться? - беззаботно заметила Маша.
- Кое-кто из богов не успокоится, пока не доберется до нас, - ответил Велес. – Боюсь, как раз в этот момент вокруг заплетается плотная паутина заклинаний.
- Может быть, нам лучше убраться отсюда? – предложил Петя.
Велес не ответил, напряженно к чему-то прислушиваясь. Второй этаж, где они оказались, выглядел, по меньшей мере, странно. Некоторые двери, ведущие в классы, отсутствовали, на их месте, слева и справа, клубился плотный туман. А впереди было вообще нечто невообразимое: коридор заканчивался черной кляксой во всю стену.
- Вот и пообщались с друзьями, - вздохнул Петя.
- Что все это значит? – спросила Маша.
- Это значит, что здесь опять постаралась моя любимая тетушка, - ответила Соня.
- Что теперь делать, может, вернемся во двор?
- Если бы туман имел голову, я бы надавал ему оплеух, - сердито произнес Чудила.
- Для того, чтобы бороться с туманом, нужно иметь волшебные кулаки, - заметила Соня.
- Назад дороги тоже нет, - сказала Маша. Ребята обернулись и увидели позади такую же кляксу. Они с надеждой взглянули на Велеса. Тот казался озабоченным. Он подошел к туманной стене, которая была справа, и прикоснулся к ней ладонью. В тумане образовался проем размером с дверь. Наши герои к величайшему изумлению увидели там шеренгу школьников в праздничных одеждах. Затянувшееся молчание было прервано вышедшей вперед солидной женщиной.
- Учащиеся, и педагогический коллектив нашей школы горячо приветствуют знаменитых героев, путешественников по сказкам Машу и Петю Ивановых. А также их друзей, великана Чудилу, музыкальную волшебницу Соню и бога Велеса, покровителя охотников и скотоводов.
- Кто вы такие? – растерянно спросила Маша.
- Я Анна Ивановна, преподаватель литературного класса, а это мои ученики.
- Но мы не знаем никакой Анны Ивановны, - промямлил Петя.
- Разумеется, - ответила женщина, - ведь вы видите перед собой школу, какой она станет через сто лет.
- Разве такое возможно? – удивилась Маша. Соня смотрела во все глаза. Сколько необычных событий случилось с ней после вынужденного безделья при дворе злой тетушки!
- Конечно, возможно, - ответила Анна Ивановна. Школьники за ее спиной дружно заголосили: «Возможно, возможно!». Дальше, за этой живописной группой Маша увидела в больших окнах огромные разноцветные здания. Следующий век, подумать только!
- Мы все вас очень любим, - продолжала учительница, - и приглашаем к себе. Уверяю, вам здесь понравится.
- Понравится, понравится! – подхватили школьники.
- Пойдемте, ребята, - сказал Чудила. – Вы только посмотрите, сколько у нас сразу будет друзей! Они все такие добрые, я отсюда чувствую.
- Однако Морену в двух шагах раскусить не мог, - заметил Петя.
- Так то Морена, - Чудила развел руками.
- Погоди, Чудила, - сказала Маша, - не будем торопиться.
- Правильно, - поддержал Велес, - дело в том, что назад вы уже не вернетесь.
- Тем более, нужно быть осмотрительными.
- И все же, откуда вы нас знаете? – спросила Маша.
- Сейчас я вам кое-что покажу, - ответила Анна Ивановна. Кто-то из учеников подал ей книгу. Наши герои с изумлением прочитали на обложке название: «Волшебные приключения Маши и Пети».
- Здесь описаны все ваши приключения, - сказала учительница.
- Тут что-то не так, - насторожился Петя. – Значит, в книге имеется и этот эпизод, не так ли?
- Разумеется, - подтвердила Анна Ивановна.
- Тогда вам должно быть известно, останемся мы у вас, или отправимся дальше.
Учительница сникла.
- Не стану вас обманывать, - ответила она, - вы отказались. И все же мы надеялись. Ведь вам предстоят такие испытания! Скажи Петя, тебе понравилось бы стать царицей? Я бы на вашем месте грядущие невзгоды поменяла на светлое, радостное будущее. Еще раз предлагаю, идите к нам, друзья!
- Вы видимо, оговорились, не царицей, а царем, - поправил ее Петя.
Школьники будущего с восторгом смотрели на наших героев. Многие держали в руках такую же книгу, какая сейчас была у Анны Ивановны. Но разве могли Маша и Петя выбрать вместо удивительных приключений сытое спокойное существование? И потом, как же мама и папа, что будет с ними?
Только простоватый Чудила подался вперед, так ему хотелось сразу обзавестись кучей друзей. Маша, Петя, Велес и Соня вцепились ему в куртку. Джинсовая ткань затрещала, но друзья все же сумели его остановить у самой черты, отделяющей один век от другого.
- Простите нас, - сказала Маша, - но мы должны остаться в своем времени. Здесь наши родители и наши друзья.
- И препятствия, которые мы обязаны преодолеть, - добавил Петя, – потому что это наши трудности.
- Я понимаю, хотя жаль, - ответила Анна Ивановна, - что ж, в таком случае прощайте. Желаю успеха, царица, - сказала она, пристально посмотрев на Петю.
Туманная дверь в будущее закрылась.
- Какого лешего она меня назвала царицей, - сердито произнес Петя.
- Она оговорилась, - успокоила брата Маша.
- Притом дважды, - буркнул Петя, - что-то ей известно, знать бы, что?
- Не поминай лешего всуе, - строго заметил Велес.
- Как бы я хотел поближе познакомиться с этими ребятами, - вздохнул Чудила.
- Не горюй, - сказал Петя, – сейчас отыщем наш класс, седьмой «А», и я тебя перезнакомлю со всеми своими одноклассниками.
После ремонта многие классы поменяли местами, а, кроме того, кое-где вместо дверей по-прежнему клубился странный туман. Маша принялась читать надписи на дверях:
- Пятый «А», шестой, восьмой.
- Ты пропустила седьмой, - заметил Петя, - смотри внимательнее.
Пришлось возвращаться назад. Однако между шестым и восьмым «А» дверей не оказалось.
- Когда же тетушка оставит нас в покое? - возмутилась Соня.
- Не оставит, не оставит, - эхом прокатился по коридору неприятный голос. Наши друзья оглянулись, но никого не увидели.
- Мара, прекрати валять дурака, - строго произнес Велес.
- Изваляю дураков, - донесся тот же мерзкий голосок.
- Не обращайте внимания, - сказал Велес, - волшебница из нее сейчас никакая.
- Наверняка она подбивает других богов делать нам пакости, - заметила Соня.
- Ребята, посмотрите налево, - взволнованно обратился к ним Петя.
На этот раз проход открылся по левой стороне.
- Наверное, опять будущее, - пробормотал Петя.
- Подумать только, книги о нас читают! - сказала Маша.
Они остановились у прохода, остерегаясь переступить невидимую черту. Даже недалекий Чудила, строго-настрого предупрежденный о непоправимых последствиях, топтался в двух шагах позади. Что же им открылось? Знакомый школьный двор, залитый солнечным светом. Имелись, правда, незначительные отличия. Деревянный забор, вместо бетонного. И сам дворик был меньше нынешнего. За забором виднелись деревянные домишки, которых в настоящее время не существовало. По двору бегали мальчишки в серой форме, подпоясанные широкими кожаными ремнями с большими металлическими пряжками, в серых форменных фуражках. Здесь же, с левого края, были и ворота с вратарем, который со скучающим видом глазел по сторонам. Школьники азартно гоняли мяч. Было ясно, что они играют в футбол. Две команды от двух классов. Футбол был единственной слабостью Пети. При виде лопоухого коротышки, который, сложив на груди руки, привалился к штанге ворот, Петя забыл обо всем на свете и ринулся в бой. Но теперь отличился Чудила. К чести великана, он успел ухватить огромной лапищей воротник Петиной куртки. И даже поднять его над полом. Петины ноги бешено, как пропеллеры, замелькали в воздухе. Если бы не Чудила, он давно был бы рядом с вратарем и, скорее всего, перехватил мяч, который сейчас преспокойненько вкатился в ворота.
- Раззява! – крикнул Петя. Глаза вратаря полезли на лоб, он услышал этот крик.
- Сашка, лопух, такой мяч пропустил! – сердито закричали школьники. Петя, наконец, остановился, Чудила осторожно поставил его на пол.
- Ты чуть было не остался навсегда в прошлом, - мягко заметил Велес.
- Это прошлое? – промямлил Петя.
- Посмотри на плакат, - сказала Маша. Петя оторвал взгляд от игроков, которые обступили горе-вратаря Сашку, и увидел на школьном здании красный транспарант: «Дело Ленина-Сталина живет и побеждает!».
- Нельзя же быть таким фанатом, - укорила брата Маша, - как ты мог?
- Ничего себе! - пробормотал Петя. Ему стало стыдно за собственную несдержанность.
- Тебе пришлось бы там жить, - многозначительно добавил Велес, - скорее всего, тебя поместили бы в детский дом. И к нынешнему дню ты превратился бы в древнего старика.
- Но почему, как?
- Проделки Морены, - сказал Велес, - по ее наущению Числобог разорвал здесь время. И теперь у нас одна дорога, если мы не хотим навсегда застрять в прошлом или будущем.
- Куда же нам следует направиться? – спросила Маша.
- Во тьму.
- Но что ждет нас там, во мраке?
- Гибель, ха-ха! – вновь раздался знакомый скрипучий голос.
- Выход всегда должен быть, - покачал головой Велес. – Что-нибудь придумаем.
- Думайте, думайте, недолго думать осталось!
- Разве Числобог злой? – спросила Маша. На этот раз ответила Соня.
- Он не злой и не добрый, просто он послушал мою тетку. А может быть, ему просто стало любопытно, как мы выпутаемся из этой неприятной ситуации. Не забывайте, боги объявили на нас охоту.
- Вперед нам идти нельзя, – тем временем продолжал Велес.
- Но позади точно такая же тьма тьмущая, - заметила Маша.
- Такая, да не такая, - возразил Велес. – Мара рассчитывает на нашу глупость. Она думает, что мы пойдем напролом. Мы же отправимся назад. С этими словами Велес развернулся и бодро затопал по коридору. Ребята потянулись следом.
- Не нравится мне все это, - заметил Чудила. – Врагов не видно, некому даже бока намять.
- Успеешь еще почесать кулаки, - пообещал старик и скомандовал: «Ныряем!». В следующую секунду он исчез в черной кляксе. Маша без колебаний отправилась следом, за ней Петя. Потом Соня. Ей было страшно, но она смело перешагнула грань, отделяющую свет от мрака. Замыкающим был Чудила.