Сказка
« Кленовая веточка»
В далёкие времена жили царь с царицей.
Правили они государством справедливо, народ почём зря не обижали, за это их люди и уважали. У царя с царицей был единственный сын – наследный принц, звали его Александром.
Бегут года быстрой реченькой, двенадцать годков от рождения принца минуло, наступила тринадцатая осень в жизни наследника. Каждый год мудрые правители своего государства, отмечали праздник урожая. В этот день люди благодарили природу за щедрые дары. Этот год не был исключением.
Перед дворцом накрыли богатые столы, которые ломились от изобилия на них всевозможных яств. Вся дворовая прислуга, и крестьяне из ближайших деревень были приглашены на это торжество. Все радовались и веселились, желали своим покровителям здоровья и благоденствия. Особо почитаемым деревом здешнего народа был клён. Среди местного населения было поверье: в осенний день празднования урожая, чтобы весь год был удачным, надо хлестать друг друга кленовыми веточками. Все веселились от души, а те, кто успел отведать угощения щедрого стола, водили хороводы, пели песни, играли в догонялки и хлестали веточкой всех, кто под руку подвернётся, приговаривая при этом: « кто веточки кленовой коснётся, тот здоровья наберётся, а кого она ударит, тому счастья подарит!»
У царя был брат, звали его – Гордей. Коварный и завистливый человек. Он ненавидел своего брата, за то, что тому достался трон. Гордей увлекался чёрной магией, преуспел в своих учениях и вскоре превратился в жестокого, злого колдуна. Колдун мог давно свергнуть брата с трона, применив чары, но при дворе жила добрая волшебница. Она во всём помогала благодушным правителям.
Гордей узнал, что его брат - царь устроил при дворе роскошный пир. Он не был приглашён на торжество и, затаив обиду, решил без приглашения явиться на праздник.
Злой колдун появился на своей золочёной колеснице, в то время, когда праздник был в самом разгаре. Царь с царицей танцевали и радовались со своим народом, сливаясь с людской толпой, и лишь богатая одежда выдавала в них царственных особ. Среди резвившейся детворы был и принц – Алекс. Как только колесница остановилась у царского двора, небо сразу заволокло тучами, стихла музыка и воцарилась гнетущая тишина…
Гордей вышел из кареты и сразу накинулся на брата с упрёками:
- Я не стану терпеть неуважение к себе! Грязная чернь из народа дороже тебе родного брата…
Он и не видел, как сзади к нему подошёл наследный принц и стал хлестать его кленовой веточкой. Все дружно смеялись, к общему смеху присоединились и царь с супругой. Рассерженный маг был вне себя от ярости; за безобидную шутку, он счёл себя оскорблённым, дерзким поступком своего племянника. Он вырвал из рук мальчика кленовую веточку и завопил:
- Как ты посмел унизить меня при этом сброде? За свой поступок ты будешь наказан! Юнец смеялся так громко, что его звонкий смех заглушал слова разгневанного дядюшки.
- Ах, так! – возмутился обиженный колдун.- Я научу вас уважать себя, вы все поплатитесь за мои унижения! Я заставлю выплакать вас реки слёз…
Он взмахнул кленовой веточкой, ударил ею мальчика и воскликнул:
- Быть тебе отныне кленовой веточкой!
Не успел он произнести эти слова, как все увидели, что наследник престола тут же исчез, а на его месте лежала тоненькая кленовая веточка. Разгневанный колдун выбежал с царского двора, вскочил в свою колесницу и умчался, оставляя за собой клубы пыли…
Вокруг стало вдруг тихо -тихо… Подбежала к веточке царица-мать взяла её в руки, прижала к груди и залилась горькими слезами. От непрошеной беды царь темнее тучи стал. Поспешила утешить их добрая волшебница:
- Не горюйте великодушные родители, не оплакивайте сына своего, пройдёт годков несколько и вернётся принц с невестой к вам.
Царица была безутешна в своём горе:
- Где же это видано, чтобы кто-то веточку полюбил?
Поднялся вдруг ниоткуда сильный ветер, выхватил из рук несчастной матери кленовую веточку и понёс её неведомо куда… И царь повелел:
- Покуда не вернётся мой сын – наследник престола, праздников отныне не отмечать, песен не петь и не смеяться.
Долго ветер кружил веточку, носил её над полями, реками, лесами; наигравшись, бросил он её на проезжей дороге.
А в тоже время, в далёкой бедной деревеньки, жила девочка Настенька. Когда ей было одиннадцать лет, её мать пошла в лес по грибы, да так и не вернулась. Долго ждала она её возвращения, пока не потеряла последнюю надежду…
Девочке пришлось самой заботиться о себе; чтобы не умереть с голода, она нанималась пасти стада овец, чесала овечью шерсть. Дома пряла из шерсти пряжу, вязала из неё всякие вещи и продавала затем на ярмарке - тем и жила.
Однажды Настенька возвращалась с ярмарки домой. Устала очень, решила присесть недалеко от дороги. Мимо проезжали гружёные подводы, скакали одинокие всадники. Неожиданно её взгляд упал на грязную просёлочную дорогу, на которой лежала кленовая веточка, её листики, словно тянулись в ту сторону, где сидела девочка. Удивилась Настенька: ни малейшего дуновения ветерка, ни одна веточка на деревьях не шелохнётся, ни один кустик не шевельнётся. « Это, что за диво такое?!» - подумала она, подошла ближе, а веточка дрожит вся и к ней тянется. Пожалела её девочка: «дай думает, возьму с собой», положила веточку за пазуху и продолжила свой путь.
Пришла Настенька домой. Вырыла она ямку, сходила на колодец за водой, посадила веточку.
Бежит времечко, торопится: прижилась веточка, укоренилась и стала не веточкой, а молоденьким деревцем – клёном.
Растёт девочка, уж не девочка она, а девушка. Растёт клён…
Заботится девушка о дереве, в жару поливает, в зиму земельки под корень подсыпает, а ствол укутывает соломкой.
Заневестились подружки, каких и замуж зовут, только у Настеньки друга сердечного пока нет. И стройна и красива, рукодельница знатная, да только за бедность её никто не желает дружбу водить с ней.
Пять лет минуло с тех пор, как посадила она веточку кленовую. Вырос клён, выше дома стал, пышная крона украшала дерево. В летнюю жару любила девушка укрываться под тенью дерева. Иногда ей даже казалось, что веточки клёна касаются её тела и как бы ласкают её. «Это ветер шалит»: - думала она.
Затосковала девушка, загрустила, глядя на своих ровесниц; даже самых незавидных деревенских девчат и тех засватали. Одна она осталась без жениха.
Наступила осень. На праздник «Покрова Пресвятой Богородицы» пришла девушка из церкви домой и, ложась спать, сказала: - «Покров - Покров, покрой землю снежком, а меня женишком; капнет снег мне на ресницы, пусть любимый мне приснится!» Уснула Настенька, и приснился ей удивительный сон:… « На белом коне подъезжает к её двору очень красивый юноша, на голове у него корона из ярких рубинов, а на плечах золотая мантия. Он сажает девушку на коня и увозит в своё царство…» Проснулась девушка, удивилась сну необыкновенному, посмотрела в окно и ахнула. Стройный высокий клён стоял за окном, необычайно красив в осеннем наряде, не пожалела красок своих природа; в лучах восходящего солнца макушка дерева алела, словно корона из рубинов, а чуть ниже крона желтела яркой листвой, будто золотая мантия.
Выбежала она на улицу, подбежала к клёну, обняла его:
- «Вот ты какой, возлюбленный мой! Я-то глупая жду жениха, а он совсем рядом со мной»
Стала Настенька смеяться, горстями собирать опавшую листву и кружиться с ней в танце осени, а клён всё осыпал и осыпал девушку золотом листвы, словно хотел отблагодарить за ласковые слова…
Всякий раз, когда девушка подходила к дереву, её охватывало необъяснимое волнение и трепет. Каждое утро она разговаривала с клёном, приветствовала его, обнимала ствол, ласкала гладкую кору, а вечером желала спокойной ночи. Всё чаще снился ей один и тот же сон, и ей казалось, что в почти облетевшей кроне она угадывает облик незнакомого принца. Этот образ был настолько прекрасен, что невозможно было не влюбиться в него.
Пришла зима. Настенька по-прежнему вела беседы с другом клёном, с которого давно облетела листва. Девушка подбадривала его добрым словом:
- Не грусти мой милый друг, не дрожи от холода, зима будет недолгой, придёт тепло, и я больше времени буду проводить с тобой.
Клён стряхивал с веток снег, девушке было весело. Она скатала снежную бабу рядом с деревом, чтобы клён не скучал в её отсутствие.
Однажды ночью девушка долго не могла уснуть, непонятная тревога поселилась в её сердце. Когда же, наконец, уснула, то сквозь сон услышала стук топора. Выглянула в окно и увидела, что как какой-то злой мужичок пытается срубить клён. Выскочила она во двор, оттолкнула злодея, заслонила дерево собой:
- Вы почто дерево моё губите, мало что ли деревьев вокруг?!
Мужичок на своём стоит:
- Отойди в сторону девонька, у меня изба нетоплена, детки плачут от голода и холода. Снег нынче глубокий, в лес не пойдёшь, а с этого дерева дров на зиму хватит. Людей жалеть надо, а она дерево пожалела.
Взмолилась девушка, упала перед ним на колени:
- Не дерево рубишь жестокий человек, сердце моё на кусочки рубишь. Вырастила я деревце это с веточки хлипкой, нет у меня на свете никого ближе и роднее, одна радость клён дружочек. Коль погубишь дерево, тогда и меня вместе с ним руби.
Махнул рукой мужичок и ушёл восвояси. Смотрит Настенька на дерево, а оно накренилось, и стон издаёт; глубоко ранило остриё топора ствол кленовый. Обняла она клён, проливает слёзы горькие, текут слёзы на порезы глубокие и раны тотчас затягиваются, а она причитает над деревом:
- Не оставляй меня дружочек мой ненаглядный, любовалась я тобой, как юношей пригожим, полюбила я тебя, как друга верного. Коль покинешь меня и мне не жить на белом свете, умру я от одиночества и тоски.
Только молвила слова горячие, как видит, вовсе не дерево она обнимает, а прекрасного принца из своих снов. Испугалась прежде, разжала объятия, смутилась и залилась румянцем стыдливым, хотела было бежать. Да только взял юноша девушку нежно за руку, смотрит в глаза красивые и говорит ей:
- Околдован я был злым колдуном за шалость детскую, если бы не любовь твоя ко мне, быть мне растоптанным на дороге грязной или срубленным на дрова. За доброе сердце твое, за милость твою безграничную, прошу тебя стать моей женой.
Настенька, не долго думала, - согласилась.
Долгий путь домой - не близкий, только греет любовь пару молодую и всё им нипочём.
Добрались наконец они до государства далёкого, встречали их люди радостью великой. Увидела царица – матушка сына своего ненаглядного, от счастья слова вымолвить не может. Приказал царь в тот же день свадьбу сыграть. Созвал он во дворец своих поданных со всего царства, а кому места во дворце не хватило, на царском дворе. Три
дня и три ночи пировал народ. Радости великой не было границ.
Прознал о возвращение наследника с невестой и злой Гордей, закипела в нём кровь от злости, и вспыхнул он языком жаркого пламени, да так и сгорел, превратившись в горстку пепла.
Зажили с тех пор люди государства того в богатстве и радости, и никакой колдун не сможет теперь омрачить их счастья…
КОНЕЦ