Тронный зал вопреки ожиданию, размерами не поражал. Всего лишь со школьный спортивный или актовый зал. В одном торце большие двустворчатые двери, в другом, на возвышении - трон. Малозаметный балкончик опоясывал зал на уровне второго-третьего этажа. Не думаю, что он для зрителей, больше похоже, что для скрытого размещения охраны. В простенках между окнами разнообразные флаги, стена за троном обильно задрапирована, а к самому возвышению ведёт чёрная ковровая дорожка. Несмотря на преобладание чёрных и белых цветов, зал не выглядел мрачным.
Де Вен, подождав, пока я осмотрюсь, начал объяснять, что делать на коронации.
- Проходите до возвышения, на постаменте будет лежать шар. Его надо взять и поместить нишу в подлокотнике, затем сесть на трон и положить руку на шар. Больше от вас ничего не требуется.
- Что, никаких речей, клятв или ещё чего? - не верю! Президенты на инаугурации вроде как приносят присягу, даже монархи при вступлении на престол клялись служить народу и отечеству. А тут, получается, никакого публичного заявления об ответственности?
- Нет, ничего не надо. Только выслушать вассальные клятвы верности от князей, нескольких герцогов и глав гильдий. Всё займёт несколько часов. Постарайтесь при этом не заснуть, были прецеденты, а начинать правление с подобного - плохая примета.
- Понятно. Значит, пройти, взять, сесть и "улыбаемся и машем", - я прошла к трону и остановилась в замешательстве. Трон, рассчитанный на местного взрослого, был мне высоковат. Без подставки точно с коленями карабкаться буду. Я представила, как это выглядело бы со стороны и глупо хихикнула.
- Что-то не так?
- Поставьте сюда скамеечку, что ли. Забираться на него неудобно.
В голове опять появилась мысль о нереальности происходящего. Ну, несерьёзно это - взять первого попавшегося человека и объявить его императором. Бред какой-то.
Мы вышли обратно в коридор.
- Прошу меня простить, много дел на подготовку завтрашней коронации, позвольте удалиться. Господин Торнгейм ознакомит вас с замком.
Получив разрешение, де Вен скрылся за поворотом.
- Он всегда такой восторженный и суетливый? - несколько растерянно спросила у оставшегося сопровождающего.
- Крис? Обычно поспокойнее. Он рос при монастыре, потому находиться рядом с призванным для него счастье, - пожал плечами парень. - Мне кажется, он воспринимает вас даже не знаю, как точнее сказать, наверно, как божество для маор. Хотя, он всегда отличался эксцентричностью.
- А де Графу я, похоже, не нравлюсь.
- Ему сейчас сложно. После смерти Сорок Первого он фактически ведёт все дела Империи, а ещё надо собственным доменом управлять. Он ожидал более... взрослого человека. Дайте ему время привыкнуть.
Пока разговаривали, вышли на залитую солнцем галерею.
- У вас есть пожелания, куда пойти? - сменил тему Торнгейм.
- Куда-нибудь, где пол потеплее, - только выйдя на солнце и встав на нагретые камни, я осознала, насколько внутри замка прохладно. Торнгейм улыбнулся.
- Пойдёмте, я знаю место, где можно решить эту проблемы.
Совсем немного попетляв по коридорам и переходам, мы вышли в служебную часть замка. Здесь уже чувствовалась жизнь и встречались люди в разной форме и без неё. На нас особо не обращали внимания, занятые своими делами, только вежливо и дежурно кланялись моему сопровождающему. Как оказалось, телохранитель вёл меня на кухню.
- Тётушка Райана! - окликнул он полную женщину, размешивающую что-то в большом чане. Пахло специями и свежим хлебом.
- Ой, Эрик, давно вас не видела, опять уезжали куда? А что за ребёнок? - она заметила меня, скромно переминавшуюся с ноги на ногу. - Только не говорите, что это ваш, не дай Первый, в отца пошёл, отхожу скалкой, месяц не встанете!
- Что вы, тётушка Райана! Ничего подобного! - парень шутливо закрылся руками. - У меня к вам просьба, у вас вроде внучка чуть старше, может, одолжите до завтра какую-нибудь подходящую обувь? А то в город идти некогда, а новую ещё не изготовили.
- Ой, конечно, сейчас поищу, бедная деточка!
Женщина сунула мешалку поварёнку и достаточно проворно для своей комплекции покинула кухню. Мы присели за стол и приготовились ждать. Почти все мимо проходящие и пробегающие люди здоровались с моим провожатым. Некоторые, как и Райана, интересовались, не его ли я дочка.
- Почему все меня за ребёнка принимают? - всё-таки стало обидно. Ладно, ростом не вышла. Но почему именно ребёнок-то?
- Так вы выглядите лет на тридцать. Максимум можно сорок дать, - удивился Торнгейм.
- Ну спасибо, ещё и сороковник дал... Стоп. Если я выгляжу на тридцать, то сколько лет вам?
- Семьдесят три, а что?
- Э... - у меня не нашлось слов. Я бы ему дала лет двадцать-двадцать два. - А продолжительность жизни тогда какая?
- У кого как. Простолюдины живут лет двести - двести пятьдесят. Благородные до пяти сотен доживают.
- Приехали. Мало того, что попала, так ещё и к эльфам занесло. Хотя уши вроде нормальные.
- Какие эльфы, причём тут уши?
- Да так, мысли вслух.
Торнгейм не успел ответить - вернулась повариха и принесла аж четыре пары на выбор. Подошли только кожаные босоножки, остальное оказалось безнадёжно большим.
- Может, вам пирожков дать? Их к обеду напекли, но что-то не распоряжаются подавать, остынут, - посетовала женщина. - Эрик, вы, вроде сейчас при новом императоре, не знаете, когда они обед прикажут?
- Не знаю. Может, вы что скажете? - парень с хитрой улыбкой посмотрел на меня.
- Не надо на меня так смотреть. У меня завтрак в обед, бутербродами с чаем, ужин когда-нибудь, если про него вспомню, зато после полуночи бодрое ночное обжиралово, - преувеличиваю, конечно, но что-то подобное можно сказать о моём режиме питания.
- Ой, ты только что описала нашего де Графа. Только он ещё иногда и завтрак пропускает. Ведь нельзя так над собой издеваться, еда это святое! - всплеснула руками повариха. Любит она свою работу, переживает.
- Ага, война-войной, а обед по расписанию!
- Как метко сказано, так всё-таки, Эрик, когда ожидать-то?
Парень (да какой ещё парень в семьдесят с гаком лет?) опять посмотрел на меня, переводя стрелки.
- А вы готовьте. Как всё сварится, так пошлите кого-нибудь, пусть сообщит, что есть можно. И вам головной боли меньше, и обед будет свежим и горячим.
- А господа не рассердятся? Мало ли, такое самоуправство, - засомневалась повариха.
- Точно не рассердятся, - подмигнул мне Торнгейм. - Если что, валите всё на меня.
- Ой, даже не знаю, но хорошо, сделаем, как сказали. Вот, угощайтесь пока, - она пододвинула блюдо с пирожками поближе.
- Спасибо, тётушка Райана! Мы пойдём, не будем вам тут мешать, - парень поднялся, я встала следом.
- Спасибо за обувь, обязательно верну!
- Не стоит, деточка. Внучка давно из них выросла, мне они уже без надобности.
Мы вышли из кухни, и я присела подтянуть ремешок на босоножке.
- Как-то нехорошо получилось.
- Вы о чём?
- Как будто вы её обманули. Она ведь думает, что я какая-нибудь беженка, что вы подобрали. Или даже вообще, ваш внезапный ребёнок. Когда узнает правду, одной скалкой не отделаетесь.
- Виноват, исправлюсь, - по-военному чётко ответил рыжий, нарочито вытянулся во фрунт и даже прищёлкнул каблуками.
- Что это вы опять натворили? - в этот момент из кухни вышла Райана, отнести не подошедшую обувь обратно.
- Мне поставили в вину, что я вас не познакомил, - всё также несколько преувеличенно официально вежливо ответил Торнгейм. - Позвольте представить - главный повар Райана, - кухарка растерянно и непонимающе сделала неуклюжий реверанс. Парень продолжил - Сорок второй император Анремара... - он вопросительно взглянул на меня. Я же до сих пор не представилась.
- Влада Десамон, - подсказала быстро и тихо.
- Влада де Самон, - повторил Торнгейм и церемонно поклонился.
Вполне естественная реакция женщины в виде глубокого поклона и спутанных, торопливых извинений за неподобающую встречу и поведение сильно смутили, так что я поспешила сбежать оттуда, скомкано заверив, что ничего страшного и я не в обиде.
- Теперь вас точно скалкой встретят, - заметила я, когда остались вдвоём.
- Не страшно, тётушка Райана отходчива, - отмахнулся парень.
- Это хорошо. Скажите, можно называть вас по имени? - спросила немного смущаясь.
- Тено, вы вправе называть любого так, как вам захочется, - ответ прозвучал вместе с лёгким поклоном.
- Вы же поняли, о чём я?
- Сочту за честь, тено, - ещё один поклон. - Так куда вы хотите ещё сходить?
- До обеда, наверно, около часа. Покажите что-нибудь на ваш выбор, я здесь всё равно ничего не знаю.
В результате мне устроили долгую экскурсию по замку, с перерывом на обед и ужин. Древнее сооружение построили ещё при Первом Императоре около пяти тысяч лет назад, во времена основании Империи. С тех пор само здание почти не изменилось, хотя назначение комнат и залов менял почти каждый Император по своему усмотрению.
Эрик о самой истории замка знал немного, его рассказы чаще всего выглядели примерно так: Это Розовая гостиная, это - Малый приёмный зал, здесь Император принимает простых просителей по рабочим вопросам, благородных и по серьёзному поводу принимает в тронном зале. В этом крыле живут слуги, туда, пожалуй, не пойдём. А вот отсюда открывается хороший вид на плац, где тренируются гвардейцы охраны.
Что бы ни говорили о том, что невидимых слуг хватает, но, на мой взгляд, штат следовало бы увеличить - в коридорах заметна даже не пыль, грязь. Окна тоже не блистали чистотой. Только в помещениях возле тронного зала и ведущих к нему суетились люди, старательно намыливающие пол и стены. Когда мы проходили мимо, они отвлекались от работы, низко кланялись и возвращались к отдраиванию где каменного, а где и паркетного пола. Понимаю, тут такое событие на носу, а по углам в грязи картошку сажать можно. Но в личных покоях и кабинете вроде было чисто, значит, халтурят, экономят на уборке мест, где господа не появляются.
Уже вечером, на подходе к внутренним покоям, нас нагнал слуга и, низко кланяясь, попросил дозволения портного провести примерку платья. Удивительно, прошло всего часов десять, а уже есть что-то на примерку. Дома одноклассницы заказывали в ателье платья на выпускной, намного скромнее выбранного мной на коронацию, заранее едва ли не за месяц.
В кабинете Эрик сразу, без указания принёс стул. Примерка прошла крайне быстро, и портной, ещё раз извинившись за столь поздний визит, удалился.
- Всё, теперь спать! Эрик, отведи, пожалуйста, в мою комнату, а то я не помню, где она.
Мы вышли из кабинета и повернули направо. На развилке Эрик остановился.
- Нам снова направо. Если пойти прямо, то там будут комнаты и кабинеты де Графа и де Вена. Я пока живу в гостевом крыле, - объясняя, парень жестами указывал направление.
Мы дошли до спальни. Эрик вошёл следом, попутно объясняя, что как устроено, ведь утром я сама мало в чём разобралась.
- Если нужен верхний свет, поверните вот этот рычажок около дверей, - он продемонстрировал, что надо сделать. Плавно посветлело. Приятный глазу свет шёл из зеркальной люстры под потолком.
- Чтобы потушить поверните обратно, он также плавно потухнет
Я посмотрела на люстру, затем на выключатель.
- Электричество или газ?
Эрик отрицательно покачал головой.
- Рачки. Когда на них попадает вода, они начинают светиться и нагреваться. Когда вы поворачиваете рычажок, открывается краник и к ним в колбу капает вода. Перекрываете воду, остатки испаряются, и рачки гаснут.
Он подошёл к кровати с взял со столика рядом с ней предмет, похожий на большие песочные часы.
- Если много света не надо, можно взять лампу. Просто переверните её, она засветится, переверните обратно - потухнет. Если понадобиться помощь - дёрните за вот этот шнур, - он указал за шнурок на стене у изголовья. Это вызов слуги, придут не позже, чем через минуту.
- Кстати, я заметила, что слуг здесь совсем немного и почти все или мужчины, или женщины в возрасте. Почему так?
- Понимаете, тено, предыдущий император был, так сказать, ходок. И свиту набрал соответствующую. Девушки просто боялись здесь служить. Сейчас в этом отношении безопасно, но не увольнять же людей для замены? Но, если вы пожелаете...
Заверив, что меня всё устраивает, я, наконец, отправилась спать.