В ресторане оказалось очень уютно, я бы даже сказала кулуарно. Столики составили буквой «П», осталось немного пространства перед сценой с музыкантами, чтобы желающие могли размяться в танце. Музыка не громыхала на всю округу, всё было мило и уютно.
Было много тостов, речей, танцев. Все веселились так, словно это пир во время чумы. Одна я смотрела на них трезвыми глазами и тихо недоумевала: и чего так с ума-то сходить? Будто больше поводов для веселья не будет или мы все расстаемся навечно. Постепенно бывшие студенты хмелели всё больше, и я уже задумывалась о том, чтобы покинуть их, но...
Неожиданно Микоил попросил тишины:
- Господа бывшие студенты, минуточку внимания! – Раздался вдруг его голос, усиленный динамиками.
Все повернулись к нему и замерли в ожидании. Миша стоял рядом с музыкантами с микрофоном в руке и смотрел на меня:
- Дорогая Маша, - начал свою речь он. – Мы с тобой знакомы с первого курса. Все знают, сколько сил и времени ты потратила на учебу. Ты единственная с нашего курса окончила ВУЗ с красным дипломом. И я горд, что ты моя девушка. Мы прошли вместе через все зачёты и экзамены, преодолели свалившееся на тебя горе. Я хочу перед лицом всех наших товарищей по учебе поднять тост за твоё трудолюбие и целеустремлённость. - Все начали дружно аплодировать, но Миша ещё не закончил свою речь. И им пришлось притихнуть, повинуясь жесту его руки. - Сегодня я хочу признаться тебе в своей безграничной любви и предложить тебе свою руку и сердце. Я хочу, чтобы мы и дальше делили трудности и радости.
Я словно оцепенела, а Миша уже протягивает мне коробку с кольцом:
– Перед лицом наших университетских товарищей я задам тебе вопрос: Маша, ты выйдешь за меня замуж? Ты согласна стать моей женой? Чтобы и в горе, и в радости, в богатстве и бедности. Скажи мне...
Все дружно уставились на меня, а я не знала, что сказать. Я считала его своим другом, хорошим другом. И стать его девушкой согласилась, чтобы оградить себя от желающих поживиться за счет компенсации и страховки за смерть родителей. Но это ведь не любовь? И когда наши сокурсники шутили: «Маша + Миша = отличная пара», – никогда не воспринимала эти слова всерьез.
- Ну и чего ты молчишь, словно язык проглотила? – толкнула меня в бок подруга. – Отвечай скорее. Мишка ждёт ведь, – и не дождавшись от меня реакции, она громко крикнула:
- Конечно же да! - закричала, подскакивая с места, Инга. - Она просто в шоке, слова выдавить не может! У неё горло от волнения и счастья перехватило. Но я уверена, что она согласна.
Так и вышло, что я стала считаться не просто девушкой Микоила, а его невестой.
Умница-разумница, еще бы мозги использовала по назначению, так цены бы не было...
Сколько себя помню, со мной рядом всегда была моя подруга Инга. И постоянно мне ставили ее в пример сначала мама, а потом отец и мачеха. Просто я с детства росла неуверенной в себе, стеснительной девочкой. Так получилось. После смерти мамы я несколько лет прожила с бабушкой, интеллигентнейшей женщиной. А когда мне исполнилось семь лет, отец женился повторно и забрал меня к себе.
Жили мы по соседству, в одном доме, так что в моей жизни это мало что меняло. Я продолжала каждый день общаться с бабушкой, единственной, кто неодобрительно относился к моей дружбе с Ингой. «С такими друзьями врагов не надо!» – говорила она, покачивая головой. Но если я пыталась спорить, то она мне сразу же говорила:
- Ты должна вести себя прилично, – она укоризненно смотрела на меня. – Ведь ты воспитанная девочка, а не какая-нибудь хабалка, как твоя Инга. Вот и веди себя соответственно. Старших надо уважать, а спорить со мной – это проявлять неуважение к моему мнению.
В такие моменты перед моим лицом возникало недовольное лицо мамы, кривящейся, словно от зубной боли: «И в кого ты такая мямля и размазня? Бери пример с Инги, она такая пробивная, в обиду себя никому не даст! Держись такой подруги, никогда не пропадёшь».
Слова мамы противоречили наставлениям бабушки. Но они всегда плохо ладили, а я старалась угодить им обоим, потому принимала наставления молча, просто согласно кивая в ответ.
Шли годы, мамы не стало, папа снова женился. Мачеха жалела меня, но тоже всегда упрекала в том, что я плыву течению, позволяя другим все решать за меня. В принципе это не помешало им с отцом решать за меня все вопросы, связанные с моим образованием.
Я посещала кучу кружков, музыкальную школу, занималась с репетиторами языками, посещала бассейн. У меня почти не было свободного времени. Потому что если у меня появлялась свободная минута, она сразу же занималась бабушкой.
Так я прожила десять лет школы и первые два курса института. Потом отец с мачехой попали в аварию. И я осталась жить с бабушкой. Вот только бабушка не смогла пережить смерть горячо любимого сына. И спустя полгода тихо ушла во сне. В одно прекрасное солнечное утро она просто не проснулась.
Я пребывала в шоке и прострации, не зная, что мне делать в этой ситуации. И это продлилось бы неизвестно сколько времени, если бы не Инга, зашедшая за мной утром, чтобы отправиться на вокзал, пора было возвращаться в институт после каникул. Она долго звонила в дверь, а я не могла двинуться с места, стоя возле бабушки. Я смотрела на её умиротворённую улыбку и недоумевала, чему она улыбается?
Инга почувствовала неладное и начала долбить в дверь и руками, и ногами. На шум выглянула соседка, у которой были запасные ключи от нашего дома. Она и открыла дверь. Инга ворвалась в дом обеспокоенным ураганчиком и нашла меня возле бабушки, молча плакавшую и целующую холодную руку умершей.
- Горе-то какое! – запричитала соседка.
Но Инга быстро выпроводила её за двери, предложив стать свидетелем, когда приедут правоохранительные органы. Соседка тихо испарилась. Инга вызвала скорую и полицию, взяла все хлопоты по похоронам, договорилась с институтом о небольшом академическом отпуске для меня. Обменяла наши билеты на другую дату.
Очнулась я спустя неделю после похорон. И всё это время рядом была верная подруга. Она помогла мне сдать мой дом в аренду на длительный срок, подыскав ответственных квартирантов. Не знаю, чтобы я делала без неё.
В институте ребята из нашей группы, сочувствуя моему горю, помогли мне быстро нагнать программу, подготовиться к коллоквиуму.
Именно Инга предложила мне съехать из общежития на квартиру. Я, она и ещё одна девушка – мы втроём сняли квартиру напротив института. Это было удобно и практично, ведь общежитие находилось на окраине, а институт в центре. А по деньгам выходило не намного дороже, чем оплата общежития и проезда в транспорте до института. А удобство проживания в собственной комнате... Студенты меня поймут.