Девочка затаилась в ложбине, надеясь, что ее не заметят. Действия хнагов не поддавались человеческой логике. Они могли заметить ее, но не обратить внимания, или, наоборот, стереть в пыль. Даже защищенный костюм бы не помог. Или забрать с собой туда, откуда никто не возвращался. К счастью, хнаги, а их было двое, прошли мимо.
Плечо, пострадавшее во время разрушения базы, сильно болело, но девочка, молча, переносила боль. Хнаги могли услышать, слух у них тонкий, в отличие от мозгов. У древнейшей расы Вселенной мозги, похоже, давно атрофировались. Теперь они, управляемые исключительно инстинктами, вели себя, как те мелкие букашки, которые строили домики в кучах земли.
Ей повезло, потому что учитель дал задание и велел покинуть базу. Не повезло, потому что, задержавшись, угодила под удар.
Девочка повернулась, опершись на здоровую руку. Жаль, нет с собой автолекаря, ушибы и ссадины будут заживать долго. С другой стороны, хорошо, что обошлось без переломов. Таблеток питательных хватит дней на десять. Если бы не защитный костюм, ее бы уже не было в живых. Кто мог подумать, что хнаги вычислят и уничтожат базу? К счастью, люди ее давно покинули, и теперь находятся в безопасном убежище, но что делать ей? Ближайшее место, где можно получить передышку, лаборатория времени Эхона. Говорили, ученый добился небывалых результатов, но не успел завершить проект. По словам учителя, лаборатория была уничтожена, а сам ученый погиб. Но может быть, там все, же что-то осталось? Хотя бы автолекарь? Или питательные таблетки? Отыскать диск связи она не надеялась, свой она потеряла, угодив в ловушку. Не выбраться бы ей из силовой клетки, если бы не смешной колючий зверь. Именно его нора выручила девочку. Ни за что бы ей не удалось сделать подкоп в твердой земле, а через нору замечательно получилось убежать. Жаль только, диск в узкой норе потеряла. Девочка сморщилась, неудачно повернувшись. Костюм на секунду заискрился разноцветьем, чтобы тут же принять маскировочный землистый цвет. Все-таки до чего неудобно и медленно передвигаться пешком! Об использовании летающей техники оставалось только мечтать. Не успеешь подняться в воздух, как будешь уничтожен. Эмиттерами порталов тоже старались пользоваться как можно реже. Технику хнаги отслеживали быстро. Так же как и взрослых людей, которые оказывались парализованными неизвестным излучением. На подростков излучение не действовало. Поэтому все бойцы, мальчики и девочки, были подростками.
Перед ней стояли две задачи. Первая: требовалось выжить, а для этого придется преодолеть около двух аров по пересеченной местности. Нелегко, но другого выхода нет.
У нее имеется лег-лэх, пусть не совсем исправный. Энергии осталось на три выстрела. Может быть, этого хватит. Вторая задача была гораздо более трудной.
Предстояло отыскать последний из трех терминалов и активировать разрушитель. Эту задачу предстояло решить позже. Сейчас нужно, во что бы то ни стало, добраться до лаборатории. Костюм, по крайней мере, защищает от мелких хищников, частично от жары, и ночного холода. Стиснув зубы, девочка поднялась на ноги. Все тело болело, ее хорошо приложило о стену, но идти потихоньку она была в состоянии.
Она упрямо двигалась на запад. Дни слились в непрерывную мучительную череду. Вот она припадает к ручью и жадно пьет, жара высушивает тело, не смотря на костюм. В один из дней на нее напал большой хищный архидоз. Если бы она его вовремя не заметила, миссия ее на этом бы закончилась. А так потратила один заряд из трех. Потом пришлось ждать, пока освободит дорогу бесконечный поток мелких ящеров. Видимо, они мигрировали из мест, пораженных засухой. В одиночку они были ей не страшны, но стая этих животных могла ее сильно помять, не помог бы и костюм.
Если бы ее не готовили, как других членов группы, к испытаниям, она бы давно погибла. Однако учителя свое дело знали. Выносливость, реакцию, подросткам тренировали почти всю сознательную жизнь. Некоторые навыки напрямую записывали в мозг на уровне инстинктов. Более сложные знания бойцы получали во время тренировок.
С детства ей привили настойчивость в решениях проблем, научили не бояться боли, готовили к тяжелым испытаниям, теперь это помогало выжить. Двигаясь к цели, она не лила слез и не стонала.
Постоянно беспокоили надоедливые зубастые птицы, с хриплыми противными криками кружившие над головой. Если бы она свалилась без сил, защитный костюм был им не по зубам. Однако доводить до крайности девочка не собиралась. К счастью, кроме пищевых, у нее осталась таблетка активатор, благодаря которой можно было долгое время обходиться без сна. Она все же позволила себе уснуть, когда набрела на удобную пещеру. Мелкого зверя она выгнала, громко крикнув, и он убежал. Она пожалела заряд, и оказалась права. Спустя сутки, ей встретилась еще одна пустая пещера. Завалив вход камнями, она хорошо отдохнула. Даже плечо стало как будто меньше болеть. Учитель бы ее похвалил. Еще посмотрим, чья возьмет! Конечно, до хнагов людям далеко. Хнаги были едва ли не ровесниками Вселенной, как утверждал учитель. Но у них имелась слабая сторона. Они бы давно вымерли, если бы не использовали биологические ресурсы других рас. В их генах обнаружили невероятное количество привнесенных фрагментов. Хнаги путешествовали по галактике, уничтожая и используя для выживания встречные народы. Возможно, именно из-за своей неимоверной древности они, порой, казались какими-то заторможенными, однако обманываться не стоило. Многое за них делали умные машины. Без машин, которые хнаги создали во время расцвета своей расы, они вряд ли бы смогли теперь выжить. Старостью и упадком объяснялась неторопливая поступь их завоевания. Оказавшись в солнечной системе, они разрушили пятую планету Энах, обрушив гигантские обломки на родную Арему. Заставив остатки уцелевшего населения бежать на землю, в условия повышенной тяжести. К счастью, ученые смогли частично перенастроить организмы людей под новые условия. Новой родине, третьей планете от солнца переселенцы даже еще не присвоили названия. Говорили: «Планета», и все. Нужно было сначала выжить и победить.
Экспансия захватчиков разворачивалась неторопливо, десятилетие за десятилетием. У пришельцев оказалось всего три звездолета, правда, колоссальных размеров. Диаметр каждого был равен одной десятой ара. При первой стычке, когда люди поняли, что перед ними враг, два из них удалось уничтожить. Казалось, победа близка, но не тут-то было! В оставшемся звездолете оказалось ужасающее оружие, которое в мгновение ока обратило в пыль всю человеческую эскадру. Дальше началось отступление, затем бегство. Вскоре наступило время, когда жалкие остатки человечества укрылись в тайном убежище на третьей планете.
Учитель рассказал, что хнаги, вопреки логике и здравому смыслу, оставили корабль, бросив его на орбите, и высадились на экваториальном материке. Похоже, они собирались обосноваться здесь надолго, а возможно, навсегда.
Планета для пришельцев из глубин вселенной оказалась слишком холодной. Они построили в центре материка огромный комплекс генераторов тепла, которые повышали среднюю температуру атмосферы каждое десятилетие на полградуса. Учитель сказал, что в дальнейшем захватчики вполне могут передвинуть орбиту планеты ближе к солнцу. Если в ближайшие годы не запустить разрушитель, эти древнейшие твари окажутся здесь полноправными хозяевами.
Девочке было приказано отыскать последний уцелевший терминал, управляющий разрушителем. Если она погибнет, по ее следам отправятся другие.
День, за днем она упрямо мерила шагами каменистую равнину. Сколько дней прошло с того момента, когда она выбралась из ловушки? Девочка сбилась со счета. Окружающее представлялось ей, скорее сном, чем реальностью. Наконец, она увидела, впереди, плато. Больше всего она опасалась, что там не окажется и следов лаборатории. К счастью, вскоре выяснилось, что не вся лаборатория была уничтожена.
Девочка долго отдыхала у подножия горы, собираясь с силами. За прошедшие дни она безумно устала. Она мечтала закрыться в убежище и спать столько дней, сколько потребует ее измученное тело. Она долго, с передышками поднималась по узкой дорожке. Подъем отнял последние силы. Она вошла в разбитое здание и обнаружила внутри останки ученого. Она всплакнула над ним, не стыдясь скупых слез, потому, что так требовал ритуал. На пульте лежал автолекарь, но он сейчас был не нужен. Ей был необходим полноценный отдых. Она обнаружила пищевые таблетки, но и их пока не тронула. Она активировала дверь, вошла в защищенный блок и без сил рухнула на ложе.
Проснулась от непонятной тревоги. Хотя, что могло ей теперь угрожать, кроме боевых дисков врага? Она проспала два дня, пришла пора действовать, прежде всего, следовало выяснить, что из аппаратуры уцелело. В блоке действовал контрастный душ с обычной водой, а также два волновых душа. Девочка приняла все три, проделав минимальный комплекс восстанавливающих упражнений. В лаборатории, о чудо, сохранился комплекс связи. Девочка уселась в силовое кресло, которое мягко и приятно обволокло тело, и активировала аппаратуру.
Убежище сразу отозвалось. Главный учитель выслушал доклад.
- Продолжай выполнять задание, боец два, - сказал он, - в случае неудачи, миссию продолжит боец три.
Во время служебных переговоров не было принято называть друг друга по именам. Она была «боец два». Первый из отряда недавно погиб, она была вторым.
Девочка упрямо сжала губы, она знала, кто будет этот следующий, третий. Самый сильный, настойчивый и упрямый мальчишка в группе, Ганн-Тэв. Хороший претендент, но слишком прямолинейный и бесхитростный. Завалит задание, зря потратив время. Она с сожалением вздохнула. Конечно, было бы лучше отправиться всей командой, или хотя бы, в составе двух-трех человек. Бойцов в убежище оставалось не так много, слишком велик был риск потерять всю группу.
- Хорошего дня, боец.
- Хорошего дня, учитель, - повторила традиционную прощальную фразу девочка и отключилась. Затягивать переговоры с убежищем не стоило, враги могли их засечь.
По инструкции после длительного перехода она имела право на сон и сутки дополнительного отдыха. Она решила использовать их для того, чтобы прогуляться по плато. Перед выходом проверила аппаратуру. Устройства порталов, ведущих к убежищу, а также к терминалам уничтожителя, оказались разрушены. Уцелела часть генераторов энергии, а также подземное оборудование неизвестного назначения.
Ни одного из двух штатных лег-лэхов на месте не оказалось. Пустые ниши наводили на неприятные мысли. Никто кроме сотрудников лаборатории не мог их забрать. А сотрудников кроме самого Эхона, здесь не было. Последнее время ждали атаки захватчиков, поэтому ученый отправил людей в убежище. Пришлось истратить на обряд похорон предпоследний заряд.
Девочка перенесла останки ученого на глинистый пригорок.
«Хорошо, что на нем полевая форма, а не бронированный костюм. Тогда и пяти зарядов оказалось бы мало, пришлось бы повозиться!». Ее передернуло от одной только мысли об этом.
Беззвучный выстрел, останки распылились на атомы и молекулы, которые тут же унес налетевший ветер. От великого ученого осталось небольшое пятно обожженной земли.
- Да пребудет над тобой воля Вселенной!
Фраза была традиционной, ее произносили при рождении новой жизни, прощании, а также в начале всякого важного дела. На этом обряд был закончен. В оружии остался один заряд. Почему энергия больше в нем не накапливалась? Она этого не знала, слишком сложной была техника. Вероятно, даже специалистам и ученым убежища потребовалось бы немало времени, чтобы разобраться в причинах неполадки. Отдав ученому последнюю дань памяти, девочка отправилась на плато. Крупных опасных хищников здесь быть не должно, а от мелочи она, как-нибудь, отобьется.
Она неторопливо брела, не забывая поглядывать по сторонам. Пока не миновала заросли хвойных деревьев. Она остановилась, решив, что у нее галлюцинации. У западного, противоположного края виднелась невысокая синяя постройка. Руки автоматически сжали оружие. Однако вокруг по-прежнему было тихо, только зубастые птицы, проносясь по небу, изредка издавали хриплые звуки. Она подождала немного, потом, опасаясь нападения, направилась к непонятному объекту.
«Этого не может быть!» - восклицала про себя девочка. Она знала, на планете кроме захватчиков и горстки людей разумные обитатели отсутствуют. Кто поставил это? Или они упустили что-то важное? Девочка вскоре увидела, что постройка каркасная и накрыта крепкой материей. Изделие примитивной цивилизации. Откуда это взялось? Вернуться, и доложить шокирующую новость учителю? Он наверняка потребует дополнительную информацию, значит, сначала необходимо докопаться до истины, какой бы невероятной она ни оказалась. Активировав на всякий случай в костюме детектор, подающий тревожный сигнал при приближении достаточно массивных биологических объектов, она забралась в палатку. Агрегат на двух колесах, который она заметила рядом, решила осмотреть позже.
Что здесь у нас? Какой примитив! Она отложила в сторону бензиновую горелку. Спальники лишний раз убедили ее в низком уровне цивилизации. Помнится, один из учителей рассказывал о древних людях, о ткацких производствах и нитях искусственного волокна. Это было на их родной планете, около двух тысяч лет назад.
А здесь что? Она неожиданно извлекла из рюкзака лег-лэх. Ничего себе, вот и вторая пропажа нашлась! Какие-то наглецы посмели украсть оружие из лаборатории? Из разрушенной лаборатории, - успокаиваясь, подумала она. Если бы лаборатория уцелела, посторонние не смогли бы в нее проникнуть. Что делать, как поступить? В душе девочки зашевелился червячок любопытства. Она поставила один из лег-лэхов на предохранитель, оружие для незнакомцев чужое, ни за что они не догадаются, как его активировать. Пусть теперь попробуют пострелять! Второй экземпляр решила прихватить с собой. Ее оружие испорчено, а для выполнения поставленной задачи даже одного лег-лэха может оказаться недостаточно. Ходили разговоры, что хнаги деактивируют оружие людей, причем делают это на расстоянии. Девочка огляделась, не забыла ли она что-нибудь. Осмотрела еще раз рюкзаки, покачала головой при виде иголок и ниток. Такое можно было увидеть разве что, в музеях на покинутой ныне планете. Выбравшись из палатки, задержалась у скутера, примитивнейшее средство передвижения! Жаль, что музеи остались на Ареме, подобный экземпляр мог бы послужить звездой экспозиции! Древняя цивилизация, отстоящая от них на две тысячи лет, таков был ее вердикт. Стала понятна и канистра с вонючей жидкостью возле палатки. О порталах незваные гости явно не могли иметь ни малейшего представления. Тогда как они сюда попали, и где их искать теперь?